Муниципальное общеобразовательное учреждение
Свердловская область, Ирбитский район, с. Кирга, ул.Толбузина, д. 16
Телефон: +7 (34355) 3-03-40

 

Главная / Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

1. Читательская грамотность.

2. Математическая грамотность.

3. Естественно-научная грамотность

4. Финансовая грамотность

5. Креативное мышление

6. Глобальные компетенции

В МОУ «Киргинская СОШ» на формирование функциональной грамотности учащихся направлены следующие курсы:

1.  Включены в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений:

Чтение. Работа с текстом 2,3 классы

Смысловое чтение – 4 класс

Решение практических задач – 3,4 классы

Функциональная грамотность 5,6, 7 классы

Математическая грамотность 8,9 классы

2. Включены в план внеурочной деятельности:

Функциональная грамотность 1, 5 классы

Финансовая грамотность 5 класс

 

План мероприятий , направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  скачать

Приказ о реализации мероприятий, направленных на формирование и оценку ФГ скачать

Анализ работы школы по формированию функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году скачать

 

Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности

Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.

Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.

Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.

Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.

Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Портал функциональной грамотности размещён по ссылке https://fg.resh.edu.ru/,где для тренировки решения заданий  можно использовать задания из электронного банка заданий. Для использования образовательных ресурсов Портала ФГ необходима регистрация на образовательном портале «Российская электронная школа» по ссылке https://resh.edu.ru/

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы

Библиографический список статей по формированию функциональной грамотности

Демонстрационные материалы заданий для проверки сформированности функциональной грамотности

Банк заданий для формирования функциональной грамотности

 

Памятки и пособия для учащихся и родителей

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность

Глобальные компетенции

Что значит быть грамотным в XXI веке

Что нужно знать о функциональной грамотности родителям

Как развивать функциональную грамотность. Рекомендации для родителей

Сегодня 2 просмотра этой страницы
Страница создана: 6 февраля 2023 в 14:34. Последнее редактрование: 31 января в 14:56
На сайте kirginschool.uoirbitmo.ru мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы